Контакты
Меня пластилиновая анимация привлекает своей возможностью импровизировать практически на ходу. И делается она быстрее классической. В отличии от классической, рисованной анимации, для меня тут нет всяких жестких схем, которым нужно следовать. Я могу менять сюжетные повороты, крупность планов и все остальное по ходу действия. Это всегда даёт лучший результат, нежели если чётко следовать заранее разработанному плану. Потому что разрабатывая, скажем рисованный мультик, все нужно распланировать заранее. В моём случае очень удобно обдумывать дальнейшие детали фильма во время съёмки очередной сцены. Поскольку моё занятие- это как ни крути- кинематограф, я в первую очередь сориентирован на некого условно-образного зрителя, которому изначально глубоко не интересно все что я собираюсь ему показать, кроме того я в голове держу что мой зритель идиот, и с лёту мысли не хватает. Поэтому я использую всякие хитроумные методы интеллигентного овладения вниманием, и удержания этого внимания. Для этого нужно понимать психологию человека, и уметь управлять ею с помощью видеоизображения, например картинка должна быть красивая, подсознательно должно хотеться очутится там. Вот в советских мультиках с желтым (почему-то) небом и корявыми декорациями -мне не хочется очутится.
Должен быть живой персонаж ,вызывающий интерес и симпатию. И поскольку этот персонаж пластилиновый, подразумевается ожидание неких превращений, сюрприза так сказать. Просчитывается все, крупность планов, последовательность их, и продолжительность. Снятые по этим правилам работы можно посмотреть здесь
. Но есть у меня например клип для группы Тотал. Вот он сделан не по правилам. Во первых агрессивная цветовая гамма, во вторых в начале очень долгое отсутствие живых существ.
Немного о технологии Качественный анимационный продукт дома, «на коленке» сделать не удастся. Необходимо иметь множество специализированного оборудования, программ, и главное – руки с головой и пластилином. Для создания хорошего мульт- продукта нужен профессиональный цифровой Фотоаппарат с качественной оптикой, способной к макросъемке, и с «широкоугольником» (раньше я снимал на кино, KODAK), спец-штатив, свет, стабилизаторы напряжения, реостаты, фильтры, стеклоткань, фоны, пластилин разных по мягкости сортов, пластик, гипс, пенопласт, картон, медные проволоки разных сечений для каркасов персонажей, яруса со стеклом для комбинированных съемок и хромакея, грузы, струпцины, и т. д. Программное обеспечение: адобе афтер эффектс, фотошоп, адобе премьер и саунд форж для озвучивания и "ошумливания". Есть у меня большая шумотека, в том числе и со множеством мною изобретённых мульт- шумов.Часто я использую при съемке хромакей. Например в этой антинаркотической рекламе все персонажи сняты по отдельности на зеленом фоне. Это и музыканты, и толпа зрителей. Например толпа зрителей сделана так: снято по отдельности 9 человек, машущих руками, движения закольцовываются.
Далее необходимо из 9 человек сделать толпу отличающихся друг от друга людей. Чтобы герои не выглядели одинаковыми, им в монтажной программе меняются цвета одежды (таким образом мы получаем уже 2х9=18 персонажей), и так же изображение делается зеркальным (18х2=36). Это все для того, чтобы из этих девятерых сделать максимум не одинаковых персонажей. Сцена и зал - пластилиновые, маленькие они сняты отдельно, с мерцающим светом от прожекторов. Сами "прожектора" добавлены при монтаже. Движения музыкантов так же закольцованы. В конце- в темной комнате- объезд камеры вокруг персонажа- тоже снято по отдельности: комната сделана в маленьком масштабе, и персонаж туда вмонтирован. А этот музыкальный клип тоже сделан с технологическими хитростями. В нем лицо певицы вмонтировано в пластилиновое тело. Тоже интересно смотрится на исходниках. Вообще в пластилиновой анимации считается очень круто, когда многодвигающихся персонажей одновременно присутствуют в кадре. Ведь нужно помнить что делает каждый персонаж, куда идет его рука, кроме того у каждого движения есть ускорение и замедление, и это тоже надо держать в голове. Но снимать такие массовки затруднительно при съемке обычным, дедовским способом, без моих хитрых способов снимать всех отдельно и сводить все при монтаже. Я так тоже раньше снимал ,последнее время этим грешу редко. Даже если я снимаю в настоящей, большой декорации, и у меня на общем плане двигаются 2 -3 непересекающихся персонажа, то я снимаю их по очереди, а потом компаную, врезаю все это в один кадр. при этом можно добавлять наезды, панорамы, и всякие модные движения камеры: формат то моего исходника 1296 Х 1664, а формат телекадра 720 Х 576. Четкие плавные движения персонажа- достигаются 2-мя правилами. Во первых у каждого движения есть ускорение, замедление и захлёст, а во вторых покадрово двигать персонажа можно на равные, либо по наростающей, либо по убывающей, расстояния. Вообще то для малоопытных мульт-любителей советские аниматоры изобрели специальное приспособление- рейсмус. С помощью него можно визуально контролировать соблюдение нужного расстояния при анимировании персонажа. Но я не пользуюсь рейсмусом, у меня он в голове. Когда я снимаю, я как бы сам смотрю фильм, только в очень сильно замедленном виде. Пластилиновые персонажи сильно и быстро изнашиваются во время съемки. Поэтому делаются гипсовые слепки .Но если честно, мне проще слепить заново, или подправить что-то в изношенном герое. По большому счету я привожу в порядок персонажа к каждому плану (а средняя продолжительность плана 2-4 секунды). Так сказать грим артиста перед съемкой. Только в данной ситуации подправляется не только лицо, но и одежда, руки (они кстати изнашиваются быстрее всего, зачастую проще их слепить заново, чем исправлять. за 1 день могу снять 10-20 секунд- но это чисто съемка ( + вышеописанное приведение персонажей в порядок, + не глобальные изменения в декорациях, + установка света и композиции кадра + монтаж) Декорации должны по размерам соответствовать персонажу, а так как средний рост среднего персонажа 20 см, то декорации получаются весьма объемистыми, поэтому иногда декорации делаются маленькими, и персонаж снятый на зеленом фоне вживляется в них. Но в этом случае усложняется монтаж, потому что персонаж должен быть в декорации реалистичен, стало быть он должен отбрасывать тень. Это делается в монтаже. После съёмок, обычно, персонаж направляется к другим своим аналогичным коллегам, и ожидает своего часа, чтобы снятся в другом ролике - в эпизоде, или чтобы быть переделанным, и снятся может быть даже в главной роли! Немного о советской анимации Многие советские мультипликаторы пристрастны к алкоголю. Да и вообще смешно говорить об "российской", или "советской" анимации. Кто её смотрит? Кому она нужна? У нас это все так, энтузиазм. Ну есть у нас 5-7 хороших мультиков, засмотренных до дыр. Я в детстве смотрел наши мультики потому, что других не было. Нынешние детишки свой выбор давно сделали в пользу западных, потому что там - это индустрия и профессионализм.
Многие советские мультипликаторы до сих пор уверены,
что внесли большой вклад в российскую культуру. Кстати советские аниматоры терпеть не могут, когда их творения называют "мультик". Мне мои работы ,сделанные, скажем 3 года назад уже сейчас кажутся примитивными и несовершенными, и вообще это нельзя показывать. Потому что я развиваюсь технологически и творчески. А совки всерьёз гордятся всякими ёжиками в тумане сделанными
40 лет назад. Но я не причисляю себя к "российской анимации" или к любой другой. Я скромно зарабатываю свои деньги деланьем телевизионного пластилинового продукта.